Главная            Здоровье             Интересное             Ссылки             Фотки             Стихи             Видео             Как воспитать ребёнка     
           ДНК и музыка           Музыка           Сдвиг полюсов           Музыка           Проза           Славяне-календарь           Музыка       
 

Изменение ДНК, социальные условия и диета увеличит продолжительность жизни человека в 10 раз

Изменение ДНК, социальные условия и диета увеличит продолжительность жизни человека в 10 раз
05 Янв 2012 04:06
Группа ученых из университета Арканзаса показала, что мутация в гене, схожим с геном человека, участвующим в образовании инсулина и инсулиноподобного фактора роста (IGF-1), увеличивает жизненный цикл червей. Ученым удалось продлить жизнь червя до десяти раз. Работа опубликована в журнале Aging Cell.

C. elegans (нематоды) - круглый червь длиной около одного миллиметра. Это одно из самых распространенных лабораторных животных, благодаря которому было сделано множество открытий. Закономерности, установленные для C. elegans, часто работают и в более высокоразвитых организмах.

Ученые под руководством Роберта Шмуклера Райса показали, что черви, несущие мутацию в гене, кодирующем один из важных компонентов сигнального пути, в котором у человека задействованы инсулин и инсулиноподобный фактор роста, живут существенно дольше своих "нормальных" сородичей. Кроме того, они более устойчивы к некоторым внешним воздействиям, например, к окислительному стрессу. Правда, мутанты более чувствительны к высоким температурам.
Средняя продолжительность жизни нематоды составляет две-три недели. Мутантные черви оставались живыми в течение шести месяцев, а некоторые доживали до девяти месяцев. Они развивались чуть медленнее, чем черви, не несущие мутации, но в течение всей жизни их подвижность и пищевые пристрастия сохранялись на нормальном уровне.
В последние 15 лет ученые нашли более 80 мутаций, которые увеличивали продолжительность жизни C. elegans. Однако до сих пор удавалось продлить жизнь червя максимум в четыре раза. Чтобы достичь такого эффекта, помимо введения мутаций необходимо было изменять рацион питания нематоды, а точнее, сокращать количество потребляемой пищи.

При попытках воспроизвести эксперименты на мышах удавалось увеличить срок их жизни в 1,7 раза. В этом случае также было необходимо сокращать мышам количество калорий.
Мутация, обнаруженная группой Райса, оказывает самый сильный эффект на увеличение продолжительности жизни и не требует изменения диеты. В дальнейшем Райс планирует повторить свой успех на мышах. Если опыт будет удачным, в перспективе можно попытаться использовать это открытие для лечения людей.

Однако Райс уточняет, что скорого решения увеличения продолжительности жизни человека до 800 лет ждать не стоит. "У червей короткий жизненный цикл, и их достаточно просто "заставить" жить дольше", говорит он.

Инсулин снижает количество глюкозы в крови, усиливая ее усвоение клетками, а IGF-1 стимулирует рост. Опыты показали, что нарушение работы генов, отвечающих за выработку инсулина, может привести к диабету. Вмешательство в процессы, затрагивающие синтез IGF-1, вызывает у млекопитающих изменения, схожие с теми, что группа Райса наблюдала у C. elegans. Мыши, у которых частично отсутствовали рецепторы IGF-1, живут дольше обычных и при этом остаются здоровыми. По словам Райса, у людей долгожители часто имеют те или иные дефекты, затрагивающие IGF-1.


В настоящее время известны несколько простых путей естественной мутации ДНК:

1. Социоэкономические условия, которые сопровождали человека в детстве, записываются на ДНК с помощью эпигенетического кода. Наша ДНК «помнит», какое у нас было детство, утверждают исследователи из Университета Макгилла (Канада). Социально-экономические условия, в которых жил малыш, могут аукаться ему всю жизнь благодаря особым химическим «зарубкам» на генах — метильным остаткам на ДНК.
Метилирование ДНК — невероятно популярное среди учёных явление, оно является частью феномена эпигенетического наследования или эпигенетического кода. С помощью метилирования азотистых оснований, из которых составлена ДНК, можно менять активность генов.

В исследовании были задействованы 40 взрослых мужчин 45 лет от роду, которые наряду с несколькими тысячами других принимали участие в долговременном социально-медицинском эксперименте; качество жизни каждого отслеживалось с раннего детства. Для изучения химических модификаций ДНК отобрали тех, у кого в детстве всё было либо очень плохо, либо очень хорошо. Для анализа в самой ДНК брался участок, содержащий более 20 тысяч генов.

Как пишут авторы в издании International Journal of Epidemiology, им удалось найти 6 000 регуляторных участков в ДНК, которые по-разному были промодифицированы у разных людей. При этом учёным удалось определить метильные «узоры», сопутствовавшие хорошим или же плохим социоэкономическим условиям, которые были у человека в детстве. Более того, эти модификации, по утверждению исследователей, остались именно с детской поры. 1 252 регуляторные зоны несли модификации, появившиеся в детстве, тогда как «взрослое» метилирование покрывало всего 545 участков.

Катушка ДНК
Метилирование ДНК и связанных с ней белков гистонов изменяет степень упаковки ДНК и степень активности генов. (Рисунок Art for Science.)

Любопытно, что модифицированные ДНК-отрезки, «помнившие» о детстве, были сгруппированы между собой в кластеры. Это ещё сильнее убедило исследователей, что те условия, в которых человек растёт и взрослеет, записываются эпигенетическим образом. Возможно, наша молекулярная машина делает некие выводы и пытается приспособить организм под те условия, в которых придётся существовать. Метилирование ДНК, таким образом, выглядит как чрезвычайно долговременная адаптация.

Есть несколько заболеваний, которые настигают человека в зрелом возрасте, но сильно зависят от того, в каких условиях он рос. Это и проблемы с коронарными сосудами, и диабет, и заболевания дыхательных путей. Но возникают ли эти болезни из-за «детского» метилирования ДНК? Выяснение этого — задача будущих исследований.

Авторы особо подчёркивают, что их результаты не отвечают на вопрос о благоприятности или зловредности разных способов метилирования, так же как и о возможности передачи схемы модификации ДНК по наследству. Целью учёных было узнать, влияют ли социоэкономические условия в раннем детстве на молекулярные «знаки препинания» в нашей ДНК. И ответ на этот вопрос был дан утвердительный.

2. Слово
На самом же деле, чтобы из ДНК построить живой механизм, нужны куда более сложные программы, в которых должна содержаться львиная доля всей наследственной информации. Пётр Петрович Горяев, автор "волновой генетики" заявляет: ген – это не только клетка. Программа человека зашифрована в так называемой «мусорной» части ДНК. И не только в химических веществах, но и в физических полях, которые образуются вокруг хромосом и имеют голографическое строение. Вся информация о прошлом, настоящем и будущем организма содержится в свернутом виде в каждой точке волнового генома. Молекулы ДНК обмениваются этой информацией с помощью электромагнитных волн, в том числе акустических и световых. Сегодня учёные научились «накачивать» ДНК энергией света и звука. Как бы осветили и прочитали упрятанные страницы генетических текстов. Запуская определённые генетические программы, они стимулируют резервные возможности организма. В результате выздоравливали безнадёжно больные и оживали мёртвые растения.
Учёные пришли к ошеломляющему выводу:  ДНК воспринимает человеческую речь. Её «уши» прямо-таки приспособлены к улавливанию звуковых колебаний. Пушкин когда-то писал своей жене: «Не марай душу чтением французских романов». Наш современник разве что улыбнётся этому наказу гения, а зря. Молекулы наследственности получают и акустическую, и световую информацию: молчаливое чтение доходит до клеточных ядер по электромагнитным каналам. Один текст оздоравливает наследственность, а другой её травмирует. Молитвенные слова пробуждают резервные возможности генетического аппарата. Проклятие разрушает волновые программы, а значит, нарушает нормальное развитие организма.
П. Горяев считает, что с помощью словесных мыслей-форм человек созидает свой генетический аппарат. К примеру, ребёнок, взявший от родителей определённую программу, начинает дебоширить, сквернословить. Тем самым, он разрушает себя и свою среду – как социальную, так и психологическую. И катится этот «снежный ком» из поколения в поколение.
Так что генетическому аппарату совсем небезразлично, о чём мы думаем, говорим, какие книги читаем. Всё впечатывается в волновой геном, то есть волновую генетическую программу, которая меняет в ту или иную сторону наследственность и программу каждой клетки. Так, слово может вызвать рак, а может вылечить человека. Причём ДНК не разбирает, общаетесь вы с живым человеком или с героем телевизионного сериала.

Бранные слова. Ученые дают на это однозначный ответ: бранные слова «взрываются» в генетическом аппарате человека, вследствие чего происходят мутации, которые поколение за поколением ведут к вырождению. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. А они, как известно, влияют на молекулы наследственности ДНК. Ругается человек, не переставая – и его хромосомы рвутся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали: бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.

Эксперимент с облучением много лет проводился на семенах растения арабидопсис. Почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродцами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству. Через несколько поколений потомство полностью выродилось. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слова, они могли произноситься то громко, то шёпотом. На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК.

Благословление. Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные «благословляли» семена, убитые радиоактивным облучением в 10 тысяч рентген. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Убитые семена ожили.

Подтвержденная исследователями способность людей воздействовать словами на программы наследственности известна верующим людям с древних времён. Из святоотеческой литературы мы знаем, как нередко, благодаря святым, исцелялись безнадёжно больные и воскресали мёртвые. Причём благословение праведников распространялось не только на конкретного человека, но и на его потомство.

3. Клетки, которые поют
Как же происходит чудодейственное исцеление музыкой? Долгое время ее свойства считали божественным даром. Но в ХХ столетии биолог Девид Деймер нашел объяснение этому феномену, измерив частоту колебаний (вибраций) клеток человеческого организма. Он при помощи инфракрасного спектрометра измерил колебания ДНК, затем преобразовал невидимые вибрации в звуковой спектр — и получил музыку. Сложно поверить, но оказалось, что клетки поют! Причем звуки весьма разнообразны. Пение здоровых клеток похоже на мантры (священные гимны в индуизме и буддизме, которые способствуют сосредоточению и медитации). Больные клетки хрипят, а мертвые — слегка шумят. Зная частоту звуковых колебаний клеток, можно нормализовать ритм сердца, кровяное давление, улучшить память и внимание.

Во время прослушивания музыки работа сердца и дыхания настраивается на ритм музыкального произведения.

Музыкотерапия — это своего рода скорая помощь, метод выведения человека из депрессивного состояния. Музыка действует избирательно и зависит от инструмента, темпа, ритма и динамики произведения. По-разному влияют мажорные и минорные пьесы. При нормальном восприятии первые вызывают радостное настроение. Вторые, как правило, связаны с грустью и печалью. Правда, минорная музыка, выражая сильные переживания, может способствовать активации физиологических процессов и побуждать к активным действиям.

При первых же звуках любимой музыки у кормящих мам прибывает молоко.

Классическая панацея

Мелодия помогает в борьбе со стрессом, грустными мыслями, суевериями или с плохим самочувствием, но не всякая мелодия. Точно также, как с лекарственными препаратами, существуют и музыкальные «рецепты», проверенные временем.

Например, для снятия раздражения показаны «Лунная соната» Бетховена и «Симфония» Гайдна, «Кантата № 2» и «Итальянский концерт» Баха.

Если болит голова, прослушайте «Венгерскую рапсодию» Листа, «Фиделио» Бетховена или «Американец в Париже» Гершвина.

Не можете заснуть — включайте «Грустный вальс» Сибелиуса, «Мелодию» Глюка, «Грезы» Шумана или любую пьесу Чайковского.

Чтобы успокоиться, поставьте «Колыбельную» Брамса, «Свет луны» Дебюсси или «Аве Мария» Шуберта.

 

При гипертонии полезно слушать «Ноктюрн ре-минор» Шопена, «Концерт ре-минор для скрипки» Баха.

Настроение поднимают веселые оживленные произведения Моцарта и Вивальди в темпе аллегро или аллегро модерато.

Важные нюансы

Ни в коем случае нельзя напрягаться!Мелодия полезна только тогда, когда ее слушают, а не просто обеспечивают тревожным мыслям музыкальное сопровождение. Музыка должна проходить сквозь вас, полностью заполняя сознание и мысли.

Не переборщите! Иногда для сеанса достаточно и нескольких минут. А после часа прослушивания и симфония Бетховена, и песни Хулио Иглесиаса могут оказать прямо противоположный эффект: не расслабить, а вызвать раздражение и усталость.

Не все классические произведения полезны. Например, «Венисбергская сцена» Вагнера и некоторые произведения Штрауса и Шопена могут «заразить» апатичностью, слабостью и страданием.

Регулируйте громкость! Даже стимулирующую музыку не стоит включать на полную мощность. Это раздражает организм и плохо влияет на слух.

Главное - чтобы нравилось! Слушая музыку, всегда представляйте, что она звучит только для вас. Если мелодия вызывает приятные чувства и воспоминания — это обязательно благотворно отразится на самочувствии.

Слушайте и будьте здоровы!


Что такое психоакустика?
 
Психоакустика - недавно возникший раздел изучения потенциала человека, обещающий радикально изменить человеческое поведение, изучая звук, речь и музыку и их влияние на мозг/сознание. Вы заметите, что мы пишем мозг/сознание, таким образом связывая их. Это основано на введенном д-ром Карлом Прибрамом (Dr. Carl Pribram) определении мозга и "сознания", где "сознание" является процессом, существующим параллельно физиологическим процессам в мозгу. Таким образом, мозг может существовать без сознания (как, например, в трупе), но сознание не может существовать без функционирующего мозга - по крайней мере так, как мы привыкли воспринимать ментальную/эмоциональную активность. (Это не значит, что какой-то аспект сознания не может действовать вне связи с работой мозга, а только что функционирование мозга необходимо для нормальных повседневных переживаний). Далее мы поговорим о базовых понятиях психоакустики и обсудим исследования, касающиеся звукозаписей ABR.
 
 
Звук и музыка
 
Музыка и звуки веками использовались для целительства и трансформации. От гортанных заговоров шаманов древности до возвышенного григорианского пения в кафедральных соборах, звук и музыка играли важную роль в человеческой культуре. Мы только недавно начали понимать физиологическое воздействие звука и музыки на мозг. Далее мы поговорим о его основе и различных применениях в технологии психоакустики.
 
Мы знаем, что музыка может сильно влиять на работу мозга. Это подтверждают работы д ра Лозанова (Dr. Lozanov) из Болгарии. Он обнаружил, что музыка с темпом 60 ударов в минуту (как, например, Largo в музыке периода барокко) на 6% усиливает альфа-активность (связанную с расслаблением), при этом на 6% процентов уменьшая бета-активность (связанную с нормальным бодрствующим сознанием). При этом пульс замедляется в среднем на 4 деления ртутного столбика, и люди говорят о "состоянии расслабленного сознания".
 
Затем д-р Лозанов обнаружил, что может ускорить процесс обучения, используя музыку в таком ритме. В Америке его метод стал известен как Суперобучение (Superiearning). Д-ру Лозанову стало ясно, что ритм музыки оказывает мощное влияние на мозг. В процессе работы он обнаружил, что тембр, или тональность музыки, также оказывает сильное влияние на работу мозга. Мы в ABR используем этот принцип; на каждой кассете записана музыка с ритмом и тембром, подходящими для получения желаемого эффекта.
 
Д-р Сью Чапмэн (Dr. Sue Chapman) провела эксперимент в Городской больнице Нью Йорка, изучая влияние музыки на младенцев, родившихся недоношенными. Одна группа младенцев слушала Колыбельную Брамса (вариацию для струнных инструментов) шесть раз в день, а другая группа (контрольная) не слушала никакой музыки. Новорожденные, слушавшие Брамса, быстрее набирали вес, меньше страдали от осложнений и были выписаны из больницы в среднем на неделю раньше тех, кто не слушал музыку.
 
 
Что произошло?
 
С точки зрения психоакустики, все ясно. Архитектура музыки - ритм и тембр - создали изменения в работе мозга, стимулируя его через слух. Эти перемены в работе мозга младенцев понизили уровень стресса, позволив естественным способностям к самоисцелению действовать эффективнее, чем в контрольной группе.
 
Вибрационная природа звуков и музыки создает язык, который понимают наше тело и сознание. При этом слово "язык" значит не "слова", а "информация". Кстати, слово "информация" происходит от латинского "informare", что значит "форма". Иначе говоря, музыка - это процесс смены акустических форм. Если бы вы увидели формы, создаваемые музыкой, вы увидели бы структуры, сходные с горами, долинами, деревьями, микроорганизмами и галактиками. Изучение форм, создаваемых музыкой, называется киматикой (Cymatics) и является, в основном, плодом работы двух людей - д-ра Ханса Дженни (Dr. Hans Jenny) и д-ра Гая Мэннерса (Dr. Guy Manners). Эти ученые собрали множество фотографий киматических рисунков, которые возникают при пропускании звуковых вибраций через металлическую пластину с различными резонирующими объектами, такими как металлическая стружка или песок. В некоторых случаях использовался тоноскоп, записывающий схемы в электронном формате.
 
Эти исследования показали, что музыка действительно создает некую разновидность языка. Как в любом языке, здесь сесть свой синтаксис. Как правило, понятие синтаксиса применяется к записанной или устной речи и означает порядок построения предложения. Изменив порядок слов в предложении, вы измените и смысл. Эту концепцию можно применить и к музыке. Если вы переставите местами ноты, вы измените произведение. Порядок информации (нот) в музыке так же важен, как порядок информации (слов) в речи. Если считать музыку языком, или информацией, то это откроет новые возможности для понимания ее влияния на мозг.
 
Звуки и музыка также оказывают глубокое влияние на эмоциональные проблемы и трудности в обучении, как показывает работа д-ра Томатиса (Dr. Tomatis) из Франции. Занятно, как д-р Томатис начал заниматься звуковой терапией. На ранней стадии работы его пригласили в монастырь бенедиктинцев недалеко от Парижа. Монахи там страдали от депрессии, а также от расстройств сна и питания. Д-ра Томатиса попросили найти причину их недомогания. Изучая этот вопрос, он обнаружил, что монастырь недавно обрел нового аббата. Новый настоятель с гордостью называл себя современным человеком, и, сочтя григорианское пение слишком средневековым, велел монахам прекратить песнопения.
 
Сам того не подозревая, аббат отнял у монахов важную форму стимуляции мозга. Лишившись слуховой стимуляции григорианского пения, центральная нервная система монахов подверглась депрессии. Когда д-р Томатис уговорил настоятеля вернуть песнопения, депрессия прекратилась, и монахи выздоровели. Этот случай заставил д-ра Томатиса начать изучать влияние звука на мозг. В процессе работы он обнаружил влияние высоких частот на работу мозга, эмоциональные проблемы и трудности в обучении.
 
Работающий в Научном институте Бекмана в Дуарте, штат Калифорния (Beckman Research Institute in Duarte, California) д-р Оно (Dr.Ohno) смог подобрать музыкальную ноту к каждой из шести аминокислот, составляющих код ДНК. Д-р Оно смог записать музыку, которую "играют" спирали ДНК различных живых существ. Это не разрозненные звуки, а настоящие мелодии. В одном из своих экспериментов он записал мелодию определенного типа раковых клеток. Она оказалась поразительно похожей на Траурный марш Шопена. Возможно, Шопен интуитивно воспринял эту мелодию у самой природы?
 
Влияние звуков и музыки на мозг важно для психоакустики. Наблюдая за переменами в состоянии мозга и поведении, вызванными звуком, речью и музыкой, мы можем глубже понять эти явления. Психоакустика - юная наука, и мы только сейчас начинаем понимать, с какой точностью звуковые формы могут влиять на клеточные процессы в мозгу. Это восхитительное время, и "Акустик Брейн Рисерч" ставит своей целью научное изучение и понимание теории и технологий психоакустики.
 
С помощью звука, например, известный исследователь, музыкант, певец, целитель и писатель Том Кенион, создал методы, которые ускоряют лечебную терапию и положительные изменения в организме.


 
Влияние звука на сознание
 
 
Использование звука и музыки для исцеления возникло в самом начале истории человечества. Документально подтверждено, что шаманы и целители аборигенных народов, использующие такие инструменты, как человеческий голос, флейты, барабаны и другие ударные, способны изменять состояние мозга (то есть менять нейрологическую активность мозга). Опыты показали, например, что некоторые ритмы барабанов усиливают тета-активность, связанную с гипнотическими и близкими к сновидению состояниями сознания, а также с вдохновением и повышенным уровнем творческой активности.
 
Изучение нейрологического влияния звука показало, что человеческий мозг реагирует на чистые звуки вполне определенным образом. Позитронная томография, измеряющая уровень поглощения глюкозы на клеточном уровне, показала, что чистые звуки и музыка без слов стимулируют повышение клеточной активности в правом или "недоминантном" полушарии.
 
Хотя оба полушария мозга перерабатывают массу различных видов информации, можно все же провести простое разделение их задач. В принципе, доминантное полушарие (для большинства людей - левое) отвечает за речь и логику. Недоминантное полушарие (для большинства людей - правое) перерабатывает информацию, связанную с пространством, парадоксальную и не основанную на речи. Хотя способность понимать и создавать речь жизненно необходима для нас, у нашего сознания есть и другие ценные аспекты, которые наша культура на данный момент не считает важными. Эти области нашего сознания (такие как состояние повышенной творческой активности и гениальность) легче всего достигаются через деятельность недоминантного полушария.
 
При стимуляции недоминантного полушария (например, с использованием чистого звука) часто возникают необычные состояния сознания. Это происходит от того, что недоминантное полушарие включает пространственный и интуитивный аспекты нашего сознания. В таких нейрологических состояниях наше восприятие реальности (как внутренней, так и внешней) может сильно отличаться от нашего повседневного восприятия. Наши чувства могут обостриться, их восприятие становится более живым и утонченным. Довольно часто люди испытывают прямое переживание своей внутренней ментальной и эмоциональной жизни через прямое восприятие своих психических мотивов (то есть глубинных эмоций, фантазий и архетипичных конфликтов и драм). Они могут проявляться как внутренние видения (похожие на сновидения картинки) или даже как внутренний диалог.
 
Хотя наша западная культура в основном не интересуется такими глубокими эмоциональными и ментальными состояниями, многочисленные случаи из жизни великих ученых и людей искусства указывают, что такие состояния сознания являются вратами нашего прирожденного гения.
 
Нейрология показала, что большинство людей используют менее десяти процентов нашего мозга. В принципе, это значит, что для повседневной жизни нам нужны только 10% (а то и меньше) всех имеющихся у нас нейронных связей. Другие 90% не задействованы. И они останутся пассивными, пока не появится необходимость "пробудить" эти "спящие" нейронные связи. Я проработал в области психотерапии и раскрытия человеческого потенциала более 18-ти лет и убедился, что измененные состояния сознания - мощный ключ для раскрытия большой части нашего неиспользованного потенциала. А в качестве вспомогательной технологии для этого звуки и музыка ни с чем не сравнимы.
 
 
Букварь волн мозга
 
Наш мозг генерирует электрические потенциалы. Клинические эксперименты показали, что эти потенциалы, или волны мозга, напрямую связаны с разными ментальными и эмоциональными состояниями. Стандартный способ измерения активности волн головного мозга - это электроэнцефалограмма. Есть некоторые расхождения во мнениях о том, где именно различные состояния мозга "накладываются" одно на другое, но, в принципе, изложенная ниже схема является общепринятой. В ней есть пять разных ступеней, начиная с дельты, низшего уровня, и до К-комплекса, высшего уровня.
 
Дельта - это частота 0,5-4,0 Hz, и она связана с глубоким сном, когда отсутствует осознание собственного "я". Однако некоторые люди с высокоразвитой нервной системой сообщали о состояниях глубокого покоя и расслабленного осознания "я" в диапазоне дельта. Как правило, это люди, развивающие свою нервную систему через такие практики, как йога, медитация и так далее.
 
Следующий уровень активности - это тета, частота 4-8 Hz. Тета связана с расслаблением и сном, сопровождаемым глубоким переживанием визуальных образов, например, сновиде?ний, виде?ний и т.д. Она также связана с некоторыми видами ускоренного обучения. Более того, диапазон тета также часто связывают с феноменом самоисцеления.
 
От тета мы поднимаемся к альфа, частоте, связанной с легким расслаблением. Диапазон альфа 8-14 Hz, и ее часто используют в методах ускоренного обучения, а также некоторых разновидностях техник селф-хелпа.
 
Бета - это то, что мы, как правило, называем бодрствованием, это частота 14-23 Hz. Более высокий уровень беты - 23-33 Hz, и она связана с состояниями повышенной ментальной активности. В диапазоне 33 Hz находится К-комплекс, как правило, возникающий короткими вспышками, и связанный с неожиданными озарениями, мгновенным пониманием каких-либо идей или переживаний.
 
Использование определенных состояний мозга позволяет улучшить внутреннюю активность, например обучение, самоисцеление, изучение измененных состояний сознания и т.д. Хотя измерение активности мозга крайне важно для понимания нейрофизиологии, собственно ментальные, эмоциональные и духовные переживания человека важны для нашего понимания взаимодействия мозга и разума.
 
 
Азы акустики
 
Ниже изложен базовый минимум информации о звуковых частотах в том смысле, в каком этот термин используется в психоакустике. Любая звуковая вибрация состоит из волновых форм. На диаграмме изображена синусоида (это самая типичная форма волны, используемой в психоакустике).
 
Как видно из этой диаграммы, цикл - это расстояние между пиками. Частоты, как правило, измеряются в циклах в секунду, или Hz (герц). Чем выше частота, тем выше звук. Нормальная зона восприятия звука для человека - от 20 до 20.000 Hz. Некоторые люди слышат звуки выше 20.000 Hz, но очень мало кто слышит звуки ниже 20 Hz.
 
Есть несколько возможных вариантов использования определенных частот для "приведения" мозга в измененное состояние. Важно помнить, что большинство людей не слышат низкие частоты, типичные для волн мозга. Например, низкая альфа (и соответствующее ей расслабление) находится в диапазоне 8-9 Hz, за пределами порога слышимости (20 Hz).
 
Один из способов преодоления этого называется дифференциацией сигнала. При этом в мозг посылаются два разных сигнала. Скажем, в левое ухо поступает сигнал с частотой 200 Hz, а в правое - с частотой 208 Hz. Разница между сигналами составит 8 Hz, и именно на них будет настраиваться мозг. Можно также использовать музыкальные ритмы, которые, как показывает опыт, также весьма эффективны.
 
Другой метод, часто используемый на кассетах Acoustic Brain Research (ABR) - это подача низких звуков в определенном ритме, чтобы погрузить мозг в желаемое состояние. Мы можем подавать любую частоту или тон по 10 циклов в секунду, чтобы усилить альфа-активность. Преимущество этого варианта в том, что даже глухой на одно ухо человек сможет им воспользоваться, в то время как дифференциация сигнала на него не повлияет.
 
Говоря о работе мозга и восприятии тела, один из аспектов работы с частотами крайне интересен для психоакустики. Используя различные частоты, можно вызвать резонанс в различных частях тела, таким образом активизируя эмоциональную/ментальную активность, связанную с этим местом. Этому можно найти очень интересное применение в психотерапии и дисциплинах, занимающихся связью ума и тела.
 
 
Теоретические схемы технологии акустического изучения мозга
(Acoustic Brain Research, ABR)
 
Что такое психоакустика?
 
Психоакустика - недавно возникший раздел изучения потенциала человека, обещающий радикально изменить человеческое поведение, изучая звук, речь и музыку и их влияние на мозг/сознание. Вы заметите, что мы пишем мозг/сознание, таким образом связывая их. Это основано на введенном д-ром Карлом Прибрамом (Dr. Carl Pribram) определении мозга и "сознания", где "сознание" является процессом, существующим параллельно физиологическим процессам в мозгу. Таким образом, мозг может существовать без сознания (как, например, в трупе), но сознание не может существовать без функционирующего мозга - по крайней мере так, как мы привыкли воспринимать ментальную/эмоциональную активность. (Это не значит, что какой-то аспект сознания не может действовать вне связи с работой мозга, а только что функционирование мозга необходимо для нормальных повседневных переживаний). Далее мы поговорим о базовых понятиях психоакустики и обсудим исследования, касающиеся звукозаписей ABR.
 
 
Звук и музыка
 
Музыка и звуки веками использовались для целительства и трансформации. От гортанных заговоров шаманов древности до возвышенного григорианского пения в кафедральных соборах, звук и музыка играли важную роль в человеческой культуре. Мы только недавно начали понимать физиологическое воздействие звука и музыки на мозг. Далее мы поговорим о его основе и различных применениях в технологии психоакустики.
 
Мы знаем, что музыка может сильно влиять на работу мозга. Это подтверждают работы д ра Лозанова (Dr. Lozanov) из Болгарии. Он обнаружил, что музыка с темпом 60 ударов в минуту (как, например, Largo в музыке периода барокко) на 6% усиливает альфа-активность (связанную с расслаблением), при этом на 6% процентов уменьшая бета-активность (связанную с нормальным бодрствующим сознанием). При этом пульс замедляется в среднем на 4 деления ртутного столбика, и люди говорят о "состоянии расслабленного сознания".
 
Затем д-р Лозанов обнаружил, что может ускорить процесс обучения, используя музыку в таком ритме. В Америке его метод стал известен как Суперобучение (Superiearning). Д-ру Лозанову стало ясно, что ритм музыки оказывает мощное влияние на мозг. В процессе работы он обнаружил, что тембр, или тональность музыки, также оказывает сильное влияние на работу мозга. Мы в ABR используем этот принцип; на каждой кассете записана музыка с ритмом и тембром, подходящими для получения желаемого эффекта.
 
Д-р Сью Чапмэн (Dr. Sue Chapman) провела эксперимент в Городской больнице Нью Йорка, изучая влияние музыки на младенцев, родившихся недоношенными. Одна группа младенцев слушала Колыбельную Брамса (вариацию для струнных инструментов) шесть раз в день, а другая группа (контрольная) не слушала никакой музыки. Новорожденные, слушавшие Брамса, быстрее набирали вес, меньше страдали от осложнений и были выписаны из больницы в среднем на неделю раньше тех, кто не слушал музыку.
 
 
Что произошло?
 
С точки зрения психоакустики, все ясно. Архитектура музыки - ритм и тембр - создали изменения в работе мозга, стимулируя его через слух. Эти перемены в работе мозга младенцев понизили уровень стресса, позволив естественным способностям к самоисцелению действовать эффективнее, чем в контрольной группе.
 
Вибрационная природа звуков и музыки создает язык, который понимают наше тело и сознание. При этом слово "язык" значит не "слова", а "информация". Кстати, слово "информация" происходит от латинского "informare", что значит "форма". Иначе говоря, музыка - это процесс смены акустических форм. Если бы вы увидели формы, создаваемые музыкой, вы увидели бы структуры, сходные с горами, долинами, деревьями, микроорганизмами и галактиками. Изучение форм, создаваемых музыкой, называется киматикой (Cymatics) и является, в основном, плодом работы двух людей - д-ра Ханса Дженни (Dr. Hans Jenny) и д-ра Гая Мэннерса (Dr. Guy Manners). Эти ученые собрали множество фотографий киматических рисунков, которые возникают при пропускании звуковых вибраций через металлическую пластину с различными резонирующими объектами, такими как металлическая стружка или песок. В некоторых случаях использовался тоноскоп, записывающий схемы в электронном формате.
 
Эти исследования показали, что музыка действительно создает некую разновидность языка. Как в любом языке, здесь сесть свой синтаксис. Как правило, понятие синтаксиса применяется к записанной или устной речи и означает порядок построения предложения. Изменив порядок слов в предложении, вы измените и смысл. Эту концепцию можно применить и к музыке. Если вы переставите местами ноты, вы измените произведение. Порядок информации (нот) в музыке так же важен, как порядок информации (слов) в речи. Если считать музыку языком, или информацией, то это откроет новые возможности для понимания ее влияния на мозг.
 
Звуки и музыка также оказывают глубокое влияние на эмоциональные проблемы и трудности в обучении, как показывает работа д-ра Томатиса (Dr. Tomatis) из Франции. Занятно, как д-р Томатис начал заниматься звуковой терапией. На ранней стадии работы его пригласили в монастырь бенедиктинцев недалеко от Парижа. Монахи там страдали от депрессии, а также от расстройств сна и питания. Д-ра Томатиса попросили найти причину их недомогания. Изучая этот вопрос, он обнаружил, что монастырь недавно обрел нового аббата. Новый настоятель с гордостью называл себя современным человеком, и, сочтя григорианское пение слишком средневековым, велел монахам прекратить песнопения.
 
Сам того не подозревая, аббат отнял у монахов важную форму стимуляции мозга. Лишившись слуховой стимуляции григорианского пения, центральная нервная система монахов подверглась депрессии. Когда д-р Томатис уговорил настоятеля вернуть песнопения, депрессия прекратилась, и монахи выздоровели. Этот случай заставил д-ра Томатиса начать изучать влияние звука на мозг. В процессе работы он обнаружил влияние высоких частот на работу мозга, эмоциональные проблемы и трудности в обучении.
 
Работающий в Научном институте Бекмана в Дуарте, штат Калифорния (Beckman Research Institute in Duarte, California) д-р Оно (Dr.Ohno) смог подобрать музыкальную ноту к каждой из шести аминокислот, составляющих код ДНК. Д-р Оно смог записать музыку, которую "играют" спирали ДНК различных живых существ. Это не разрозненные звуки, а настоящие мелодии. В одном из своих экспериментов он записал мелодию определенного типа раковых клеток. Она оказалась поразительно похожей на Траурный марш Шопена. Возможно, Шопен интуитивно воспринял эту мелодию у самой природы?
 
Влияние звуков и музыки на мозг важно для психоакустики. Наблюдая за переменами в состоянии мозга и поведении, вызванными звуком, речью и музыкой, мы можем глубже понять эти явления. Психоакустика - юная наука, и мы только сейчас начинаем понимать, с какой точностью звуковые формы могут влиять на клеточные процессы в мозгу. Это восхитительное время, и "Акустик Брейн Рисерч" ставит своей целью научное изучение и понимание теории и технологий психоакустики.
 
С помощью звука, например, известный исследователь, музыкант, певец, целитель и писатель Том Кенион, создал методы, которые ускоряют лечебную терапию и положительные изменения в организме.
 
О целебной музыке Тома Кениона, здесь

Наверх, к "НАЧАЛУ".. ;-)

Сайт управляется системой uCoz